Friday the 26th - - Joomla 3.1 Templates
Много Joomla шаблонов на www.templete.ru

Электронная версия книги "Дубровских окон негасимый свет" (ссылка на Яндекс.Диск, pdf-файл)

Исследовательская работа по краеведению "СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ" ученицы 9 класса Фотиной Елены Андреевны,  2016 год (ссылка на Яндекс.Диск, doc-файл)

 

ШКОЛА

 

Здесь корни страны, здесь истоки народа,

Снегов белизна, алый отблеск восхода.

И купол небес, ослепительно-синий,

И сельская школа – надежда России.

Школа...

         Каким теплом, каким светом, какой нежностью и радостью наполняется сердце каждого, когда он слышит это простое коротенькое слово.                                                                                                         Вся наша жизнь связана со школой. Мы и помнить то, себя начинаем именно с первого школьного звонка, с первого букета для своей самой первой учительницы, с первых школьных друзей.

Школа... Там всё впервые. Первый урок, первая пятёрка, первый тёплый взгляд, брошенный на тебя одноклассником, первое сочинение, первый выговор, первый робкий поцелуй, первая любовь...Всё первое, первое, первое...

Чем старше ты становишься, тем ближе и роднее тебе всё, что связано со школой. Только повзрослев, став грамотным, независимым человеком, ты, наконец, понимаешь, что всё то, что есть у тебя, тебе дала именно она – твоя старая, твоя подзабытая школа. Это она научила тебя писать и читать, решать задачи, которые год от года становились всё труднее и труднее. Это она открыла перед тобой тысячи дорог и помогла выбрать одну, по которой ты пошёл уверенно к своей цели.

Моя милая школа... Это учителя, которые делились с тобой своими знаниями, отдавая частицу своей души, вкладывая в тебя всю доброту своего сердца, всю энергию и тепло. Это товарищи, с которыми ты бок обок прошёл десять таких разных, таких замечательных лет! Это тёплые родные стены, которые согревали тебя, утешали в часы обид и радовались вместе с тобой в минуты твоих маленьких побед.

         В 2012 году Дубровской школе исполнилось 175 лет. Почтенный возраст!

А началось всё в 1837 году!                                                 

В селе Дуброво Осинского уезда, местным священником Михаилом Григорьевичем Пепеляевым была открыта  первая школа (училище) для государственных крестьян. До 1843 года он содержал училище на свои средства и сам бесплатно обучал детей. В школе преподавались такие предметы, как чтение, письмо, арифметика, Закон Божий, церковное пение. Дети заучивали тексты учебных книг без всякого понимания того, что они учили. Точное время учебного года не устанавливалось, но указывалось, что малолетних детей следовало обучать беспрерывно в течение года, а мальчиков старше 12 лет – от окончания и до начала полевых работ. Дети могли находиться в училище до 3-х лет. Полагалось иметь двух учителей: учителя Закона божьего, преподавание которого передавалось священникам, и учителя, который должен был обучать детей остальным предметам. В конце учебного года ученикам устраивались  испытания.

Затем в Дуброво открываются мужское и женское училища.

 Земское училище, открытое в ноябре 1871 г., выросло на базе приходского училища. Первоначально оно размещалось в крестьянском общественном здании. С 1871 по 1883 г. в нем учились 175 мальчиков (в среднем не более 14 человек в год).

Земское женское училище было открыто в 1872 г. на базе приходской школы. Оно находилось в арендованном сельским обществом здании. Учительницей с момента образования школы была Лариса Тихановская, выпускница Мензелинской прогимназии. К 1877 г. в училище насчитывалось 30 учеников, в том числе шесть мальчиков. В 1884 г. оно было закрыто.

В 1876 году Дубровское мужское училище переименовали в сельское. При училище имелась десятина земли, на которой П.Зубарев с учащимися  проводил сельскохозяйственные опыты.

В 1878 г. при училище открылся столярный (ремесленный) класс. Первый учитель - Зубарев Поликарп Андреевич (с 19 ноября 1871 г.), выпускник педагогических курсов, работавших в Перми.

Но не удалось найти хорошего руководителя столярного класса, поэтому много учащихся выбыло, не освоив материал курса. В связи с этим земское собрание выделило 100 рублей на выдачу премий учащимся, которые пробудут в ремесленном классе 2 года и покажут отличные умения и навыки. Премии выдавались инструментами.

В 1879-1881 г.г. в Дуброво было 2 училища – мужское и женское. В мужском училище обучалось 33 человека. Ученики старшей группы читали книги Водовозова и «Детский мир» Ушинского, хорошо знали Закон Божий. Среднее отделение обучалось по книгам Ушинского и Бунакова. Арифметику дети изучали по задачнику Евтушевского. Успешно проводились уроки гимнастики и столярного дела.

15 сентября 1896 года открылась Дубровская второклассная церковно – учительская школа, находившаяся в ведении Пермского епархиального училищного совета, готовила из крестьянских детей религиозно настроенных учителей для школ грамоты Осинского уезда. Инициатором создания школы выступил 17 октября 1895 г. дубровский священник П. И. Исполатов. Его начинание поддержало Осинское отделение Пермского епархиального училищного совета.  Причт уступил под школу каменный дом, в свое время пожертвованный дубровской церкви покойным купцом Е. Ф. Балясовым, а также передал 1 тыс. руб. из капитала этого купца. Крестьяне пожертвовали в пользу школы усадебную землю, занимаемую домом и надворными постройками, купец Б. Я. Мошков - 10 тыс. кирпичей, купец А. А. Бабин - скобяные изделия. В свою очередь Осинское отделение училищного совета выделило 750 руб. на содержание школы и 5960 руб. на перестройку дома Балясова. Ремонт школы затянулся на несколько лет, так как пришлось разобрать старое здание, сделать новый фундамент и выложить новые стены. По существу было построено новое здание. Понадобились дополнительные ассигнования - 8766 руб. 50 коп., которые были отпущены в 1900 г. Здание новой школы оценивалось в 20 тыс. руб. (страховая стоимость 16 тыс. руб.), оно было лучшим среди церковных школ Пермской губернии. Правда, пока не было надворных построек. В нижнем этаже двухэтажного полукаменного дома разместились образцовая церковноприходская школа, спальня учеников, кухня, столовая, квартиры двух учителей. На втором этаже были три обширные классные комнаты, зал для молитв, учительская, квартира старшего учителя. До открытия нового здания школьники занимались в старом наемном доме. Первым заведующим и законоучителем школы был священник П. И. Исполатов, старшим учителем - диакон дубровской церкви И. Мальцев (затем священник Ф. П. Платонов), учителями - Б. Лебедев и Руденко. В 1899 г. состоялся первый выпуск школы из 12 человек, в 1900-м - второй - 10, в 1901-м - третий - 13, в 1902-м - четвертый -8. Б 1903 г. в 1-м классе насчитывалось 35 детей, во 2-м - 61. Шестеро выпускников, выдержав экзамен, устроились в церковно-приходские школы. В частности, А. Кокорин стал учителем Дубровской образцовой церковноприходской школы, находившейся при церковно-учительской школе (первое время в ней наряду с мальчиками учили и девочек). В ночь с 7 на 8 августа 1905 г. второклассная школа сгорела в результате пожара. С закрытием в Осинском уезде школ грамоты Дубровская второклассная церковно-учительская школа прекратила существование. Одновременно с ней была упразднена (до 1910 г.) и образцовая церковноприходская школа. В 1912 г. кирпичные стены, оставшиеся от сгоревшей церковно-учительской школы, приобрело для земского училища Осинское уездное земство.

К 1909 году в Дубровской волости было решено построить земскую школу. Её попечителем  был выбран представитель от земства Гаврила Петрович Коротков.

В 1912 году Осинской управой у епархиального ведомства были куплены кирпичные стены, оставшиеся от пожара Дубровской церковно-приходской школы. Здание было приобретено для размещения в нем четырехклассного земского училища. Ныне в этом здании находится музей.

В 1914 году  учителя, проработавшие от 15 до 20 лет, получили прибавку к пособию за счет казны. Среди них Третьякова Т.А. из Дуброво.

После революции 1917 года в село Дуброво появилась начальная школа, которая находилась в здании прежнего народного училища (сегодня это здание музея). В учебную жизнь школы были внесены большие изменения. Школу отделили от церкви, отменили предметы «Закон Божий», «Церковно-славянское письмо». Внедрялась новая советская идеология.

1-ое сентября 1927 года! Это был первый день открытия Дубровской школы крестьянской молодёжи!

Это была первая неполная средняя школа во всём Еловском районе Уральской области.

Создавалась она на базе школы-коммуны «Искра», существовавшей на горе Фавор, близ Калиновки. С 1923 по 1926 год в ней учились дети, бывшие беспризорники. В 1927 году Школа была переведена в село Дуброво и расположилась в двухэтажном каменном доме купца Мошкова, который в годы гражданской войны, покинул село Дуброво. 5 и 6 классы находились на втором этаже, 7 – на первом. За стеной этого класса находился магазин, по- старому  «Кооперация». Классными партами служили деревянные ветхие столы со скрипучими скамьями. Помещение тесное, неуютное; иногда в соседнем классе бренчало расстроенное пианино – единственный музыкальный инструмент в школе, привезенный с Фавора. Но ученики любили свою школу и в перемену почти не выходили из класса, занимаясь тихими играми, рукоделием, чтением книг из небогатой библиотеки, размещавшейся в одном ветхом шкафу. Учение давалось трудно: дети голодали, плохо одевались. Жили на частных квартирах, занимая место в прихожей, спали на полатях под овчиной шубой. Учебников своих не было, они выдавались только на уроке, не хватало писчей бумаги. Писали на листах курительной бумаги, которые сшивали в тетради и писали чернилами на одной стороне, так как вторая промокала. Каждую субботу иногородние учащиеся вынуждены были за 15-20-25 верст идти домой за провизией. Дома мылись в бане, брали с собой картошку и хлеб и в воскресенье возвращались обратно в Дуброво.

 «Мы называли себя тогда «ШАКАЭМОВЦАМИ», чем были всегда горды!» - вспоминает бывший её ученик - Кустов Григорий Александрович. В школе учились 40 девочек и мальчиков из крестьянских семей. Уроки проходили интересно, быстро, хотя почти без наглядных пособий. Оценки тогда ставили по 3-х балльной системе: удовлетворительно, неудовлетворительно, вполне удовлетворительно. Весенних экзаменов не сдавали. Не было ни табелей, ни дневников, ни экзаменов. Не было ни кружков, ни увеселительных вечеров, «Мы не имели понятия о новогодней ёлке. Изредка в клубе смотрели не озвученные  кинокартины, комсомольцы старших классов ставили  спектакли, в которых активное участие принимали и учителя.

Главным предметом в школе считался предмет «сельское хозяйство», ведь из учащихся готовились будущие культурные, передовые труженики сельского хозяйства. На дворе школы стояли плуги, бороны, сеялки, зерноочиститель и др. На скотном дворе жили  коровы, лошади, водилась разная птица.

Ученики учились ухаживать за скотом, вставая до свету, чтобы успеть на занятия. На отведенном школе участке земли выращивали полевые и огородные культуры, соблюдая правильный севооборот. Участок являлся образцово-показательным местом, через который велась пропаганда передовой агротехники среди населения.

Учащимися ШКМ и учителями велась огромная общественная работа. Занимались ликвидацией неграмотности среди крестьян. При свете керосиновой лампы, а то и лучины учили взрослых письму и счету. Став первыми свидетелями коллективизации, принимали в ней посильное участие: писали плакаты, лозунги с призывами вступать в колхоз, собирали крестьян на сходы, создавали агитбригады и были в то время уверены, что помогают своей стране и партии в этом важном деле. Уже в тот период Дуброво считалось одним из передовых селений в районе.

Старшая группа по окончании ШКМ в 1928 году разъехалась для дальнейшей учебы в Сарапульский сельхозтехникум и Осинский педагогический. Сарапульский техникум закончил и Н.И.Букин, поэт-земляк.

В ШКМ работал прекрасный педагогический коллектив: Абакшин Михаил Клементьевич (директор школы), Сурсов Николай Гордеевич (завуч), Долганова Екатерина Федоровна (агроном), Гаревских Нина Ивановна (учитель математики и химии), Куртукова Таисья Николаевна (учитель русского языка и литературы), Мелехина Надежда Андреевна  (учитель биологии и физики), Васев Федор Васильевич  (учитель обществоведения),  Алемасова Екатерина Ивановна (учитель географии), Синилов Иван Петрович (физрук). Пятеро педагогов с 1927 по 1929 г.г. жили коммуной, но потом разъехались».

С 1930 по 1934 г. ШКМ стала называться школой колхозной молодежи. В 1934 году была  преобразована в неполную среднюю школу, а после последнего выпуска ШКМ, в 1939 году, школа стала средней.

С началом Великой Отечественной войны тихо стало в школьных коридорах. Дети не бегали и не шалили, у многих из них отцы ушли на фронт, а у кого-то в семью пришла первая похоронка. Ушли воевать мужчины-трактористы, шоферы, комбайнеры, руководители. На фронт отправили лучшую технику, лошадей. Армию надо было кормить, одевать, обувать, вооружать. Женщины, старики и подростки заменили мужчин в поле, на току, на ферме. Бывшая ученица Дубровской школы М.С.Батуева  вспоминает: «… трудно себе представить, как училась я и мои ровесники. Жила я в деревне Аманеево и ходила в Дуброво в школу в лаптях, как и многие ученики. Учащиеся старших классов часто в ночь ходили «ветрогонить» зерно на колхозный склад. Работали учителя и ученики вместе. Я запомнила учительницу истории Чугаеву Антонину Андреевну и учительницу литературы Дешалыт Марию Григорьевну (из Ленинграда). Все были одинаково плохо одеты и голодны. Складские помещения освещались керосиновыми фонарями, так как электричества в селе не было. 28 октября 1941 года я вступила в комсомол. Многие ребята уходили на фронт со школьной скамьи».

Н. М. Рожнева, выпускница Дубровской школы, рассказывает: «…писали на газетах, т.к. тетрадей не было. В начальной школе детей кормили похлебкой, состоящей из картошки и воды, и водичка  в супе была почему-то синеватого цвета. Помню, как перешили мне бабушкину юбку в синюю клеточку, в ней и ходила в школу. Учебный год продолжался с 1 октября по 1 мая, так как с весны до осени  все школьники работали в колхозе. Младшие пололи посевы, собирали колоски».

 

 

В 1942 году состоялся первый выпуск средней школы. Аттестаты получили  Анна Кокорина, Нина Бодягина, Анфиса Жигулева из Дуброво, Мирон Стариков из Аманеево, Василий  Еремеев из Средней и эвакуированные:  Вера Пятигорская из Ленинграда, Валентина Иванова и Владимир Петров из Москвы.

В своем письме Мирон Стариков, выпускник первого в истории школы 10 класса, пишет: «Школа давала прочные знания, это я испытал на себе, поступая в разные военные учебные заведения и всегда успешно сдавая вступительные экзамены. В этом большая заслуга педагогов школы»

Учителей, ушедших на фронт, заменили педагоги, эвакуированные из Ленинграда, а ученики объединялись в школьные бригады и работали на колхозных полях, перевыполняя производственные нормы на 150-200%. В школе читали и пересказывали письма фронтовиков. Один из них – Николай Иванович Букин, служивший на Северном флоте в частях морской пехоты в Заполярье, присылал в школу свои стихи.

Вторая половина 20 века. Хронология событий:

1951 год. 1 сентября школа вновь стала десятилеткой.

1954 год. В июне состоялся первый послевоенный выпуск ДСШ.

1961 год. В ноябре в школу приехал поэт Букин Николай Иванович, бывший выпускник школы.

1966 год. За большие заслуги в обучении  и воспитании подрастающего поколения директор школы Елесева Нина Михайловна награждена орденом Трудового Красного Знамени.

1972 год. Учителю начальных классов Окуловой Т.А. присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

1975 год. Открыто новой здание школы.

1978 год.  На традиционный вечер встречи приехало более 300 выпускников.

1986 год. В сентябре школа стала одиннадцатилеткой.

1994 год.  Учителю математики Коробейниковой Г.В. присвоено звание  «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Самым запоминающимся событием 2 половины 20 века стало открытие новой школы в январе 1975 года. Школьников встретила новая школа с уютными классами, мастерской, спортивным залом, столовой! Радости учеников и учителей не было предела!

Действительно, после тесных, неуютных классов, расположенных в четырех зданиях, новая школа всем казалась сказочным дворцом. Но для этого потребовалось целых 5 лет, чтобы сказка стала былью. 5 лет продолжалось строительство школы. Это была для жителей села Дуброво всенародная стройка, в которой принимали участие учителя, ученики, все население помимо строительных бригад. Стройматериалы  и оборудование нужно было вывозить с железнодорожных станций Куеды и Чайковского. Механизаторы колхоза им. Тельмана с этим успешно справлялись в течение всего времени строительства. Учителя, школьники и родители провели бесчисленное количество субботников и воскресников с целью оказания практической помощи строителям.

Директор школы Коробейников Николай Петрович, под руководством которого и велось строительство, был своего рода прорабом, так как не менее половины рабочего времени приходилось уделять решению производственных вопросов, связанных со стройкой.

В декабре 1974 года приемная комиссия во главе с первым секретарем РК КПСС Волковым В.Н. подписала акт о приемке школы в эксплуатацию и вручила Николаю Петровичу символический ключ от нового здания школы.

В январе 1975 года после зимних каникул коридоры и классы школы наполнились звонкими ребячьими голосами.

«Все располагало к активной работе со школьниками. В комитет комсомола входили ребята очень активные, энергичные. И работа кипела, проводились комсомольские собрания, работал политический клуб «Глобус», проводились спортивные игры «Зарница», «Орленок», ходили в походы и весной, и осенью. Хорошей традицией было проведение после отчетно-выборного комсомольского собрания сходить в поход с ночёвкой старому и новому комитету комсомола. Это была своеобразная учеба актива, да и сплочение ребят для дальнейшей работы.                                                           В 80-е годы в школе был очень развит туризм. Руководила всем Фотина Софья Михайловна, учитель физической культуры. Тогда было закуплено много палаток, спальных мешков, спортинвентарь. Часто всей школой отправлялись в турпоходы.                           

Еще одной традицией школы были поездки: в каникулы лучшие ребята школы, те, которые хорошо учились, были активны в общественной жизни школы, отправлялись с руководителями, педагогами школы, по городам России, посещали памятные места, музеи-усадьбы писателей, города-герои.        

В 1980 году меня назначили директором школы. Конечно, на первых порах было трудно. Работа с педколлективом, хозяйственные дела, интернат, котельная - все требовало внимания, сил, высокой грамотности.

Педколлектив был трудоспособным, большинство учителей с высшим педагогическим образованием, большим педстажем. К любому в коллективе можно было прийти на урок без предупреждения и получить удовлетворение от работы учителей. Завучем работала Мальцева Зоя Владимировна, «Отличник народного просвещения». Именно она в то время работала с педколлективом, изучала передовой опыт и передавала его коллегам, пополняла методическую копилку школы.

Первыми в районе мы начали обучать детей с 6 лет. Сначала мы открыли первый класс шестилеток на базе Дубровского детского сада. Начала это новое дело Коробейникова Любовь Егоровна. А потом были оборудованы для детей три комнаты в школе: учебный класс, игровая, спальня. Так требовалось. Работать было интересно.          Следующим нововведением в 80-е годы стал переход на работу школы с полным днем. Не стало интерната, в котором жили дети из близлежащих деревень. И все дети из деревень, из малообеспеченных семей стали посещать группу продленного дня. Это дало свои результаты – дети стали учиться лучше.

В 80-годы в школе круглогодично работала школьная производственная бригада, руководил которой Рязанов Александр Николаевич, мастер производственного обучения. Мальчики выращивали зерновые, девочки работали на ферме, изучали «Основы животноводства». Два года подряд, в 1987, 1988 году школьная производственная бригада занимала призовые места в Пермской области, за что получила в пользование легковой автомобиль «Москвич» и трактор Т-25.     В летний период на базе бывшего интерната ежегодно организовывали смену летнего лагеря труда и отдыха «Алые паруса» для старшеклассников. Ребята жили круглосуточно, работали и отдыхали. Бессменными руководителями смены были Коробейникова Галина Владимировна и Пастухов Анатолий Иванович.                         Пришкольным участком в то время руководила Рожнева Елизавета Тимофеевна, учитель биологии. Об участке знали во всей области, опытническую работу перенимала даже станция юннатов города Перми. Школьное лесничество было тоже на хорошем счету и в районе, и в области. Начиная с 6 класса, каждый класс ехал весной на посадку деревьев, этим нужным делом тоже руководила Рожнева Е.Т. в сотрудничестве с лесничим Дубровского лесничества Окуловой З.А.                                           

Педагогический коллектив работал по-настоящему, и в январе 1988 года Дубровская школа стала победителем социалистического соревнования по итогам работы в 1987 году.                                                              Учительский коллектив всегда участвовал в общественной жизни села: учителя выходили с лекциями на фермы, в трудовые коллективы.  В зимние каникулы учителя становились участниками районного смотра художественной самодеятельности учителей района. Потом выступали всегда в Доме культуры перед населением», - пишет в своих воспоминаниях бывший директор школы Тамара Леонидовна Бардина.                                     События начала 90-х годов, приведшие к переоценке всех ценностей, привели к полному хаосу и растерянности. Школы оказались в труднейшем положении. Как учить? По каким учебникам работать? Как вести воспитательную работу? В этот период появляется множество учебников с сомнительным содержанием, множество программ с альтернативным содержанием. От руководителей школ потребовали запретить всю идеологическую работу в школах, прекратить комсомольско-пионерское движение. А что взамен? На этот вопрос никто не мог дать внятного ответа.

В этот непростой для школы период в школу возвращается бывший директор Коробейников Николай Петрович. С 1992 года он снова возглавляет школу. Вместе с педагогическим коллективом была проанализирована вся работа и намечены основные направления: трудовое обучение и воспитание, где основой стала работа производственной бригады и подготовка механизаторов широкого профиля, физическое воспитание, сохранили патриотическое воспитание и начали вести углубленное изучение отдельных предметов. В этот период учителям разрешили апробировать альтернативные учебники.

Чтоб поддержать учителей и обслуживающий персонал школы материально, построили минисвиноферму,  мясо с которой поступало в школьную столовую для удешевления питания. Для поддержания личных подсобных хозяйств со школьного поля выделяли персоналу школы сено и зерно, увеличили посадки овощей на пришкольном участке и картофеля на школьном поле. Вся эта работа помогла сохранить коллектив в лихие 90-е. Последнее десятилетие 20 века стало вехой в образовании, это было связано с большим количеством  реформ, продолжающихся и вновь начинающихся в новой России.                В 1997 году директором школы становится Полуянова Светлана Валериевна, молодой, энергичный педагог, с множеством задумок и педагогических идей. Под ее руководством школа продолжает все те традиции, которые были заложены старшим поколением коллег: производственное обучение старшеклассников-юношей, где ребята успешно получают права тракториста-машиниста, продолжает работу производственная бригада под руководством мастера производственного обучения Окулова Анатолия Васильевича. Но главной задачей работы школы остается повышение качества образования в новых условиях. Как отмечает Светлана Валериевна, с таким педагогическим коллективом можно было решать любые задачи.

Из воспоминаний Полуяновой С.В.: «С 2002-03 учебного года школа включилась в эксперимент по проведению Единого государственного экзамена. Эксперимент был задуман в интересах ребят, обучающихся в сельской местности, чтобы поставить их в равные условия при поступлении в престижные ВУЗы страны. Для успешной сдачи экзаменов в новых условиях учителям школы пришлось провести колоссальную работу по подготовке ребят к сдаче ЕГЭ. Результаты работы Коробейниковой Г.В., Бурнышевой Л.П., Рязановой С.В. показывали, что ребята с честью выдерживали новые испытания.

21 век – век информатизации в сфере образования. Наша школа не стала тому исключением. В 2000 году был открыт компьютерный класс, учителем информатики назначен Фотин Сергей Васильевич, который к тому времени окончил Пермский региональный институт педагогических информационных технологий. Начинается информатизация школы: появились новые компьютеры и оргтехника, которые стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Учителя прошли курсы повышения квалификации по ИКТ-компетентности. Все это стало залогом успешных результатов наших выпускников в последующие годы.

Нельзя не вспомнить и о начавшемся капитальном ремонте школы по региональному проекту «Новая школа», в результате которого школа, начиная с теплого туалета для мальчиков и заканчивая сменой оконных блоков, стала преображаться. Конечно, это было не в таких масштабах, как в настоящее время, но для того времени это было значимо – за долгие годы наконец-то были выделены деньги на хороший ремонт школьных помещений!

В 2007 году школа становится победителем приоритетного национального проекта «Образование», как школа, активно внедряющая инновационные образовательные программы. Изюминкой нашей Программы развития стало введение агротехнологического профиля на 3 ступени, по результатам обучения которого ребята получали профессию «Тракторист-машинист категории «В», «С», «Е», «F». По итогам конкурса школа получила на реализацию Программы развития 1 миллион рублей. На эти средства было существенно обновлено компьютерное оборудование, приобретены дидактические материалы и пособия для предметов естественно-научного цикла, а для ведения курса «Сельхозмашины и их техническое обслуживание» - новые плакаты и кодатранспаранты».

В 2007 году на здании школы была открыта мемориальная доска в память о поэте-земляке, авторе известной песни «Прощайте, скалистые горы», Букине Николае Ивановиче, который учился в Дубровской школе с 1924 по 1931 г.г.

Педагогический коллектив остается стабильным и работоспособным, наверное, благодаря тому, что в нем работали и работают учителя-выпускники школы, верные традициям своей школы.

Это:

Кобелева Анфиса Петровна – учитель начальных классов

Рязанова Светлана Витальевна – учитель русского языка и литературы

Букина Вера Александровна – учитель технологии и ОБЖ

Байдина Галина Владимировна – учитель физики

Кочев Георгий Васильевич – учитель физической культуры

Окулова Екатерина Леонидовна – учитель начальных классов

Окулов Анатолий Васильевич – мастер производственного обучения

Рязанова Татьяна Васильевна – учитель начальных классов

Суримова Людмила Васильевна – учитель физкультуры

Пачина Людмила Леонидовна – учитель русского языка и литературы

Коренева Екатерина Леонидовна – библиотекарь

Кобелева Людмила Федоровна – учитель начальных классов

Кобелева Валентина Сергеевна – учитель русского языка и литературы

Кобелева Валентина Анатольевна – учитель начальных классов

Бардин Павел Алексеевич – учитель технологии

Фотин Сергей Васильевич - учитель информатики

Аганина Лариса Юрьевна – учитель иностранного языка

Кобелева Светлана Александровна – организатор внеклассной и внешкольной работы

Сосновский Александр Николаевич – учитель информатики.

 

С 2008 года директором школы работает Пачина Людмила Леонидовна, выпускница школы. Она продолжает школьные традиции, которые были заложены старшим поколением коллег-директоров.

С 2011 года школа, как все российское образование, начинает работать по новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Это заставило педагогов взглянуть на процесс обучения и воспитания с другой точки зрения.

Приоритетным в воспитательной работе остается трудовое воспитание детей, в школе до сих пор закладывается пришкольный участок, где руками детей и учителей выращиваются овощи для школьной столовой. Как всегда актуальным является патриотическое воспитание, которому посвящено немало мероприятий, проводимых классными руководителями. В практику школы вошли такие социально-значимые акции как «Доброе дело», «Забота».

В феврале 2013 года школа отметила свое 175-летие. Этот юбилей стал ярким запоминающимся событием последних лет. На традиционный вечер встречи собралось около 200 выпускников. Выпускники прошлых лет говорили слова благодарности своим учителям, в свою очередь коллектив школы, и учителя, и ребята, поведали собравшимся о том, чем сейчас живет школа, поделились своими успехами и достижениями. А делиться было чем:

В 2009-10 учебном году золотая медаль вручена выпускнице 11 класса Жулановой Марии «За отличные успехи в учении».

В 2010-11 учебном году 2 учащихся школы заняли призовые места  на муниципальном конкурсе учебно-исследовательских работ. Шушакова Анна стала участницей регионального конкурса исследовательских работ учащихся в области социально-гуманитарных и естественно-математических наук.

2011 год – впервые в истории школы учитель географии Пастухов Д.А. стал победителем муниципального тура конкурса «Учитель года-2011»

2011 год – впервые в истории школы выпускница 11 класса Мальцева Татьяна набрала на ЕГЭ по русскому языку 100 баллов (учитель Рязанова Светлана Витальевна), в этом же году Татьяна получила золотую медаль «За отличные успехи в учении»

2010-11 учебный год - школа вошла в 100 лучших школ Пермского края в краевом проекте «Стимулирование педагогических работников по результатам обучения школьников в 2010-11 учебном году» («Ступени») на начальной и старшей ступени обучения.

 2012 год – выпускница 11 класса Жуланова Валерия получила золотую медаль «За отличные успехи в учении», Шушакова Анна награждена серебряной медалью «За успехи в учении»

2013 год – выпускник 11 класса Пачин Максим  набрал на ЕГЭ по математике самое высокое количество баллов  (79 б.)  (учитель Коробейникова Г.В.) за все время проведения ЕГЭ  в Еловском районе.  Выпускница 9 класса Мартюшева Юлия набрала на  ГИА  по русскому языку 100 баллов (учителя Рязанова С.В., Пачина Л.Л.).

В 2014 году школа включилась в реализацию муниципального проекта «Богатая сельская школа». Целью проекта стало создание в сельской школе такой профессиональной среды, которая предоставляет возможность для самоопределения учащихся и формирует предпринимательские компетенции.

Кроме этого проект решает довольно много попутных задач, главная из которых формирование умения работать на земле, привитие любви к своему родному краю. Результатом работы по проекту стало обновление материально-технической базы пришкольного участка: приобретен мотоблок, установлена теплица для выращивания рассады и томатов, обновлены ягодные культуры, около школы посажены разнообразные декоративные кустарники. А самое важное – реализованы бизнес-проекты учащихся. В 2015 году реализовано 5 бизнес-планов: «Разведение семенного картофеля», «Варенье из черноплодки», «Выращивание лука из севка», «Выращивание моркови», «Выращивание комнатных цветов» (руководители Еловикова С.Б., Кобелева С.А.).  Ребята своим примером доказали, что сельская школа может зарабатывать деньги самостоятельно, на своей земле.

 

         Меняются директора школы, меняются поколения учителей, но неизменными остаются традиции, заложенные первыми учителями.

Уже нет в живых:

Мартюшевой Вассы Андреевны, учителя начальных классов

Пьянкова Виктора Андриановича, учителя истории,

Пьянковой Тамары Васильевны, учителя русского языка и литературы

Окулова Виктора Архиповича,  учителя химии и биологии

Семенова Геннадия Михайловича, учителя труда

Семеновой Тамары Михайловны,  учителя математики

Жигулевой Екатерины Сергеевны,  учителя начальных классов, библиотекаря

Елесева Павла Артемьевича,  учителя машиноведения

Гребневой  Капитолины Георгиевны,  учителя начальных классов

Окулова Владимира Михайловича,  учителя географии

Пастухова Анатолия Ивановича,  учителя НВП  и  труда

Семеновой Августы  Андрияновны, учителя русского языка и литературы

Зверева Виктора Михайловича, мастера производственного обучения

Рязанова Александра Николаевича,  мастера производственного обучения

Окуловой Таисьи Андреевны, учителя начальных классов, Заслуженного         

учителя РСФСР

Фотиной Нины Ильиничны, учителя физики

Фотина Сергея Васильевича, учителя информатики

Бардина Алексея Ивановича,  учителя машиноведения и технологии

Мальцевой Зои Владимировны, учителя иностранного языка, завуча школы,
но бывшие ученики всегда вспоминают о них с благодарностью, как об учителях, умевших дать прочные знания.

Так уж случалось, что в нашей школе не было безликих учителей, да они бы и не прижились в коллективе. С именем Пьянкова Виктора Андрияновича связано создание первого в районе школьного музея. С именем Александрова Анатолия Васильевича – популяризация всех видов спорта. С именем Рязанова Александра Николаевича -  достижение успехов школьной производственной бригады на областном уровне.  С именем Окулова Виктора Архиповича – выпускники вспоминают интересные уроки химии, рисования и его чудных зверей, выполненных резьбой по дереву. С именем Пастухова Анатолия Ивановича связаны воспоминания о лагере труда и отдыха, а его увлечение резьбой по дереву переняли немало мальчишек.

Так можно говорить о любом педагоге школы. У каждого учителя была своя изюминка, каждый оставил частицу своего сердца в стенах нашей школы.  

Немало выпускников вузов после окончания приезжали на работу в нашу школу, по их мнению, на короткое время – отработать и вернуться в город. Но попав в дружный и сплоченный коллектив, работающий в ногу со временем, оставались в Дуброво навсегда. Бурнышева Людмила Павловна, Серова Любовь Матвеевна, Коробейникова Галина Владимировна отработали в школе по 30-40  лет и никогда об этом не пожалели. Сейчас с улыбкой вспоминают  свои давние мечты.

 

Немало для становления школы и создания крепкого и стабильно работающего коллектива Дубровской средней школы делали в разные годы директора школы:

1927 г.- Михаил Клементьевич  Абакшин - первый директор Школы Крестьянской Молодежи

1939 г. - Игнатий Селиверстович Добрынин

Военные годы - Елена Эйсмунд

1949 г.- Федор Трофимович Масленников

 1953-1972 гг.- Елесева Нина Михайловна - Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Отличник народного просвещения РСФСР и СССР.

 1972-1976 гг., 1992-1996 гг. - Коробейников Николай Петрович, награжден орденом «Знак Почета», Отличник народного просвещения.

 1977-1978 гг.  - Коробейникова Галина Владимировна Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель России

 1978-1980 гг. - Бурнышева Людмила Павловна,  Почетный работник общего образования.

 1980-1992 гг. - Бардина Тамара Леонидовна, Отличник народного просвещения.

 1996 - 2008 гг.- Полуянова Светлана Валериевна,  Почетный работник общего образования.

 

Спасибо тебе, родная школа! Спасибо за то, что не забываешь своих птенцов, созывая на юбилейные встречи. Спасибо за тепло, за радость, за знания, которые мы получили в твоих стенах. Спасибо всем тем, кто каждый день приходит, чтобы отдать всего себя другим.

Пусть не иссякнет к тебе любовь всяк входящего. Пусть в твоих классах рождаются новые таланты: учителя и писатели, врачи и музыканты, повара и механизаторы…

Пусть все, кто покидает тебя, носят гордо и радостно звание Человек!  Спасибо тебе, моя родная школа! Низкий поклон от всех выпускников, от всех тех, кого ты сделала Человеком!

 

КОРОБЕЙНИКОВЫ

Дуброво…

По центральной улице идут два уже немолодых человека. Он - сильный, широкоплечий, уверенно шагающий по дороге, несмотря на возраст и уже совсем седую голову. Она рядом с ним кажется подростком -  шагает быстро, порывисто и успевает что-то рассказывать и улыбаться. Все встречные от мала до велика с ними здороваются.

Спроси любого жителя села Дуброво, о ком идет речь, большинство, не задумываясь, назовут эту пару и не ошибутся. Да, это семья Коробейниковых!

Николай Петрович и Галина Владимировна - люди известные и уважаемые не только в Дуброво и деревнях Дубровского поселения, но и во всем Еловском районе, а благодаря ученикам школы - и за его пределами. Он -  бывший директор Дубровской средней школы, секретарь парткома колхоза имени Тельмана, она – математик, заслуженный учитель школы РСФСР.

         В Дуброво они приехали в далеком 1969 году молодыми выпускниками Пермского пединститута и всю жизнь посвятили делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

«Спасибо вам за знания, умения,

За свет улыбки, ласковое слово,

За труд ваш, за любовь и за терпение!» -

Мы благодарно повторяем снова.

Эти слова выпускников отражают их отношение к этой паре. Коробейниковы были для многих выпускников школы наставниками в жизни, примером для подражания, олицетворением мудрости и глубоких знаний.

Председатель Законодательного собрания Пермского края Сухих В.А. и депутат Законодательного собрания Пермского края Гилязова Е.Е., вручая Диплом в номинации «Путем зерна», написали такие слова в адрес этой семьи: «Вы – удивительные, чуткие, отзывчивые люди, талантливые педагоги и организаторы. Ваша неиссякаемая энергия дарит большой заряд бодрости и детям, и родителям. На ваших уроках дети обретают не только знания, но и учатся строить отношения друг с другом, ценить и любить Родину, уважать окружающих, беречь мир, в котором мы живем».

Жизнь иногда преподносит удивительные сюрпризы. Этой семейной пары не должно было просто быть. Он родился в небольшой деревушке на Урале и мечтал стать военным, она – на берегах Волги в городе Самара. Но так как ее родители были педагогами, то и ее приучали свыкнуться с мыслью, что школа – ее призвание, ее родной дом. Судьбу Николая решили родители. Старший брат отца Александр до войны работал учителем Плишкинской начальной школы. На семейном совете было принято решение, что Николай должен пойти по его стопам. Так, после 7 класса, в 1958 году он стал студентом Осинского педучилища. Семья Морозовой Галины переехала в то время на Урал в город Краснокамск. Они стали ближе друг к другу, но пока об этом никто из них не знал. После окончания училища Николай был направлен в Еловский район в М-Сайгатскую восьмилетнюю школу, которую четыре года назад окончил.  Но проработав только одну четверть, был призван в ряды Советской Армии. Действительную службу проходил на Байконуре в течение 3 лет. Успел получить все поощрения, какие может получить сержантский состав, и, с отличием закончив офицерские курсы, был рекомендован для поступления в высшее военное училище без экзаменов.

А Галина Морозова продолжала учебу в Краснокамской школе № 1, не подозревая о существовании Николая.  В последний момент он отказался поступать в военное училище и получил разрешение на сдачу экзаменов в гражданский ВУЗ. Выбрал Пермь. В 1965 году Николай стал студентом Пермского пединститута. А будущая невеста в этом же году закончила школу и тоже стала студенткой Пермского пединститута. Правда, факультеты у них были разные: у него – филологический, у нее - физико-математический.

Судьбоносная встреча произошла в декабре 1965 года.  И с той поры они не расставались. Через 2 года чета Коробейниковых планирует отметить золотой юбилей семейной жизни. Так появилось второе поколение в учительской династии Коробейниковых – Морозовых.

В 1969 году после окончания Пермского пединститута им пришлось решать очень серьезную проблему. На выбор было предложено несколько вариантов: остаться в Перми, поехать в Кунгур или Чайковский. Но вмешался господин случай. Приехала директор Дубровской школы Елесева Н.М. и вместе с заведующим облоно они убедили выбрать четвертый вариант – Дубровскую среднюю школу.

Так эта семейная пара оказалась в нашей школе.

Дубровская средняя школа того периода была большим живым организмом, насчитывающим более 450 учеников, более двух десятков учителей и воспитателей и столько же обслуживающего персонала. Занятия проходили в четырех зданиях одновременно. Ребята из близлежащих населенных пунктов жили в интернате.

В школе работал крепкий и сплоченный коллектив, дающий школьникам прочные знания, возглавляемый заслуженным учителем школ СССР и РСФСР, орденоносцем, Елесевой Ниной Михайловной. Такие учителя, как семья Пьянковых В.А. и Т.В., Рожнева Е.Т., Окулова Т.А., Семенова Т.М., и конечно, директор школы Елесева Н.М. пользовались непререкаемым авторитетом не только в Дубровской школе, но и среди учителей всего района.  Хороших результатов в работе добивались и другие учителя школы. Вот в такой коллектив, несколько «забронзовевший, как бы сказали наши современники, и влилась молодая пара учителей Коробейниковых. Как и во всех уже сплоченных и проверенных коллективах новичков встречают настороженно. Несколько настороженно встретили и эту пару и, наверное, было от чего. Особенно выделялась Галина. Владимировной ее язык не поворачивался называть. Молодая, порывистая, она даже одеждой выделялась среди коллектива. В школу всегда приходила в юбке не ниже колен и переобувалась в туфли на каблучке. Но, самое главное, всегда приходила в хорошем расположении духа и всегда с улыбкой. И вскоре эта горожанка была признана своим человеком не только в коллективе учителей, но, что самое важное, среди школьников. Нет, она не растворилась в массе, а, наоборот, к ней потянулись и учителя, и ученики.

Вокруг молодой пары стал формироваться молодежный коллектив: Бурнышева Л.П., Кобелева А.П., Ящук Г.В., Рязанова С.В..  Чуть позднее присоединились Бардина Т.Л., Серова Л.М. и Окулова Г.М. Они не противопоставляли себя коллективу, свято чтя традиции Дубровской школы, а сумели сплотить коллектив, делая его более работоспособным.

И когда директор школы Елесева Н.М. уходила на заслуженный отдых, вопрос о директоре отпал сам собой. Коллектив школы возглавил Коробейников Н.П. Начало 70-х было непростым периодом в жизни директора школы. Это было связано со строительством новой школы. Прошло целых пять лет бессонных ночей, потраченных сил и энергии, чтоб новое здание школы гостеприимно распахнуло свои двери. Это случилось только в январе 1975 года.

И сегодня бывший директор школы Коробейников Н.П. и бывший председатель колхоза имени Тельмана Мальцев П.К. могут с чистой совестью сказать: «Это наше детище!»

А детище, действительно, поражало. Большие светлые классы сияли чистотой и новыми столами вместо парт. Из школьного радиоузла лилась музыка, звучали песни знаменитых советских композиторов. Для начальной школы было выделено целое крыло со своим туалетом и умывальной комнатой. Другое крыло – прекрасный спортивный зал с душевыми кабинами и актовый зал. Появилась своя столовая. Просторные холлы позволяли отдохнуть детям во время перерывов. Школа перешла на кабинетную систему обучения. У директора появился свой кабинет, а у учителей большая учительская комната, где они могли отдохнуть во время перемен. Все это способствовало дальнейшему совершенствованию учебного процесса. В новой школе у учителей старшего поколения открылось «второе дыхание», а молодежь со свойственной ей энергией раскрыла все свои таланты.

 Николаю Петровичу, так его называли уже не только ученики и учителя, но и все взрослое население Дуброво, пришлось на целых 12 лет уйти из школы. В 1976 году он был избран секретарем парткома колхоза им. Тельмана. Но связи со школой он не прерывал никогда. Коробейников Н.П. сделал многое для усовершенствования материально-технической базы школы, способствовал развитию более тесной связи колхоза и школы, трудоустройства выпускников школы.

Галина Владимировна продолжала оттачивать свое мастерство. Чтоб учить других, надо учиться самому.  Этому правилу она придерживалась всю жизнь. Галина Владимировна никогда не отказывалась от посещения курсов повышения квалификации ни в районе, ни в области. Никогда не считала зазорным посещать уроки у своих коллег, даже молодых. Три года занималась в группе творчески работающих учителей «Эврика», где учителя давали нестандартные уроки, детально их анализировали и обменивались мнением об увиденном. Тщательная подготовка к урокам, умение докопаться до сути во время подготовки, никогда не ставило ее в неловкое положение на уроках. Ребята в нашей школе любознательные. Нередко любят задавать каверзные вопросы. Пытались «подловить» вначале и молодую учительницу. Но все их усилия были тщетны, т.к. всегда получали ясный ответ. И через несколько лет вынуждены были признать, что «ловить» здесь нечего и некого. А молодая учительница с каждым учебным годом накапливала опыт, совершенствовала педагогическое мастерство и уже вскоре стала опытным педагогом.  Кабинет математики, созданный Галиной Владимировной в новой школе, стал лучшим в районе. Собранный дидактический материал по всем изучаемым темам, множеством наглядных пособий, сделанными руками учителя, богатой методической и научной литературой, стал своеобразным учебным центром для молодых учителей района.

Большое внимание Галина Владимировна уделяла внеклассной работе по математике. Без внимания не оставались ни сильные, ни слабые ученики.  Она часто специально оставалась в школе после уроков на 1-1,5 часа. Любой слабоуспевающий или что-то не понявший ученик мог в это время зайти в кабинет математики и получить помощь. Для сильных учеников ежегодно проводились кружки по математике и факультативы, где ученики углубленно изучали математику. В течение многих лет Коробейникова Г.В. сотрудничала с областной заочной физико-математической школой, в течение нескольких лет с Пермским политехническим институтом. Вся проводимая работа давала только положительные результаты. Неуспевающих учеников в ее классах было немного. Все, как правило, успешно проходили итоговую аттестацию, а поступающие в ВУЗы успешно сдавали вступительные экзамены по математике.

Трудовая деятельность Коробейниковой Г.В. никогда не ограничивалась стенами школы. Это был прекрасный классный руководитель. Ученики до сих пор вспоминают многочисленные мероприятия, которые всегда носили познавательный характер, походы по родному краю, туристические поездки по городам России. Родители «проблемных» учеников вспоминают не нудные нотации, а взаимные поиски решения проблемы.

А еще… Это был серьезный, вдумчивый пропагандист.

Это был лектор общества «Знание».

Это был непременный участник художественной самодеятельности.

Это был непременный участник спортивных соревнований.

А ведь это все о ней, Коробейниковой Г.В.!

Когда она берет в руки альбом и перебирает грамоты и фотографии,  то сама удивляется: «И когда это я делать успевала!»

Вот такой она неугомонный человек.

Сорокапятилетний труд в школе Коробейниковой Г.В. отмечен многочисленными Почетными грамотами школы и районного отдела образования. В 1983 году ей вручена Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР. Она награждена знаком «Отличник народного образования». Ее портрет занесен в Галерею Трудовой Славы Еловского района в 1986 году. Ей присвоено звание «Старший учитель» в 1985 году.

В 1994 году удостоена звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». В 1996 году награждена медалью «Ветеран труда».

Коробейников Н.П. в 1988 году вернулся в школу. Проработал еще четыре года директором, а затем, до выхода на заслуженный отдых – учителем географии.

В характеристике при оформлении на первую квалификационную категорию отмечалось, что Коробейников Н.П. творчески работающий учитель, отлично знающий материал, в совершенстве владеющий современной методикой ведения урока. Его уроки - образец для всех учителей школы. Его критерии - любить детей, хорошо знать свой предмет, уметь донести знания  до каждого ученика.

Всеми этими качествами учитель обладает. Среди коллег, учеников, родителей пользуется заслуженным авторитетом как мудрый советчик и добрый наставник.

За свою трудовую деятельность Николай Петрович награжден множеством Почетных грамот, ему присвоено звание «Отличник народного образования». Также он награжден тремя государственными наградами: орденом «Знак Почета в 1986 году, медалями «За преобразование Нечерноземья» и «Ветеран труда» в 1997 году.

Чета Коробейниковых вырастила троих прекрасных дочерей, две из них окончили школу с серебряными медалями. Все окончили высшие учебные заведения в г. Перми. Две дочери закончили пединститут, сейчас работают бухгалтерами крупных фирм. Средняя дочь закончила исторический факультет Пермского госуниверситета. Сейчас продолжает работу по специальности в Краснокамском техникуме.

Мы надеемся, что педагогическая династия Коробейниковых не прервалась, и из 6 внуков кто-то продолжит их славную династию.

Перешагнув пенсионный возраст, чета Коробейниковых не замкнулась в стенах дома. Они продолжают вести активный образ жизни, принимают участие во всех мероприятиях, проводимых в поселении. Люди по-прежнему обращаются к ним с самыми разными вопросами и просьбами и всегда получают положительный ответ и дельный совет.

Л. Пачина, 2015г.